понедельник, 28 марта 2011 г.

Ракеты и спутники









В музее К.Э. Циолковского в Калуге








Уроки Ю.А.Гагарина


Предлагаю вашему вниманию подборку материалов для проведения Гагаринских уроков, посвященных году космонавтики.
1.О праздновании 50-летия полета Ю.Гагарина
2. Сценарии
3.Космическое путешествие
4Игра-презентация
5Космический марафон
6.Он сказал:"Поехали"
7.Методические материалы
8.Первопроходцы космоса
План проведения урока.
  1. Введение
   2. Страницы биографии
   3. Подготовка к полёту в космос
   4. Первый в мире космический полет человека – 12 апреля 1961 г.
   5. Вслед за Ю.А.Гагариным – программы «Восток», «Восход», «Союз»
   6. Орбитальные станции – магистральный путь освоения космического пространства
   7. Международная космическая станция и перспективы пилотируемых полетов
   8. Федеральное космическое агентство Российской Федерации
   9. Библиография


Итоги первого районного фестиваля предметных презентаций

Межшкольное научное общество учащихся “Поиск” стало организатором первого районного фестиваля  мультимедийных презентаций "Ученик -учителю". Главная цель этого фестиваля - предоставление возможностей детям и подросткам внести свой вклад в создание красивых уроков по разным предметам, проявить свое творчество, создать банк мультимедийных ресурсов. К участию в творческом состязании принимались электронные материалы (презентации в программе PowerPoint). Всего на фестиваль было представлено 50 работ от  учащихся из 4 школ, 8 предметов(физика, физкультура, информатика, биология, русский язык, литература, английский язык, химия), 11 учителей.При оценке материалов предпочтение было отдано творческим проектам, отличающимся актуальностью, новизной, оригинальностью идеи, формы и высоким качеством исполнения.
Организаторы фестиваля благодарят всех участников за их работу. Сертификаты участников фестиваля будут высланы почтой или переданы лично в течение недели. Все участники фестиваля получат призы: диски с работами конкурсантов, а также отличную электронную ЭНЦИКЛОПЕДИЮ КОСМОНАВТИКИ.
 Результаты вы можете посмотреть здесь

суббота, 26 марта 2011 г.

Знакомьтесь! Новой УМК по физике 7-9


Пройдя по этой ссылке, можно скачать, а затем изучить содержание нового учебно-методического комплекта, предназначенного для обучения физике в 7-9 классах. По моему, очень достойная замена нашему любимому Перышкину. Авторы УМК Генденштейн Л. Э. ;Кайдалов А. Б. ;Кожевников В. Б. ;Кирик Л. А. ;Гельфгат И. М

пятница, 25 марта 2011 г.

Проектный метод в обучении

Предлагаю вашему вниманию материал, подготовленный на секцию №4. Надо пройти по ссылке и загрузить себе на компьютер материал.




Заседание 4

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОЙ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
СОСТОИТСЯ 16 февраля 2011г.
Вопросы, выносимые на это заседание, следующие:

1..Современные образовательные технологии. Блинова М.В.
2. Интернет-семинар. Ведущий- администратор сайта, автор УМК ФИЗИКА 7-9 Кривченко Игорь Викторович. http://www.fizika.ru/index.php


3. Формы подготовки к итоговой аттестации. Обмен опытом. Каждый должен внести свой вклад.
Заседание проходит на базе конференц-зала РОО. Начало работы РМО в 13-00.

Заседание 3

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
ОЧЕРЕДНОЕ (третье ) ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОЙ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
СОСТОИТСЯ 19 января 2011г.
Вопросы, выносимые на это заседание, следующие:
1.Элективные занятия как средство достижения повышенного уровня изучения физики- (изучение нормативных документов) Блинова М.В.
2. Цели, содержание и значение внеклассной работы по физике в современных условиях; организационные формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные. - отв. Власова Р.К.
3.Единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качества образовательного процесса- Умярова Нурсяня Фарахшиновна, Сычёва Александра Владимировна
4. Представление программ элективных курсов по физике.
5. Анализ районных олимпиад. (Блинова М.В.)
6. Подготовка к итоговой аттестации
Заседание проходит на базе школы №5. Начало работы РМО в 9-00

Анкета достижений

Анкета успехов и достижений
1. Ф.И.О. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-_____________________________________________________________________________
2. Образовательное учреждение, занимаемая должность¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-___________________________________
3. Педагогический стаж: общ.____ пед.______в данном ОУ_______________________________
4. Предмет___________________________________________________________________________
5. Категория (год прохождения аттестации)_______________________________________________
6. Прохождение курсовой подготовки (в том числе с использованием дистанционных форм) по своей предметной области (где, когда какие)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ваша методическая тема (укажите этап работы над темой самообразования: изучение теоретического материала, апробация и педагогический поиск, обобщение и систематизация распространение)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что включает в себя папка ваших профессиональных достижений за прошедший учебный год:
а) успеваемость по предмету___________________%
б) качество знаний ____________________________%
в) средний балл итоговой аттестации : ГИА________________ЕГЭ__________________
г) количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровней, Всероссийского уровней_______________________________________
___________________________________________________________________________________
д) количество призовых мест Ваших учащихся (воспитанников) в конкурсах различного уровня (с указанием названия конкурса) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
е) Какие педагогические технологии вы используете в своей работе? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ж) Ваше участие в муниципальных, региональных и Всероссийских профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, курсах и тренингах, в том числе через Интернет
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
з) Наличие методических публикаций (тезисов, статей, методических рекомендаций, монографии или диссертационного исследования) _____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

к) Ваша работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта (в форме мастер-классов, выступлениях на семинаре, РМО, научно-практических конференциях. проведения занятий), в том числе через Интернет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Над чем Вы намерены работать в будущем учебном году для совершенствования педагогического мастерства?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. В каких видах педагогической деятельности Вы испытываете наибольшее затруднение?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. По каким темам востребованы:
Семинары_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические занятия________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Курсы повышения квалификации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Предполагаемый срок проведения и тематика открытого мероприятия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Имеете ли Вы свободный доступ к сети Интернет (где, когда), если нет, то по какой причине?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Ваш электронный адрес (e-mail) _____________________________________________________________________________________

15. Ваш Skype_____________________________________________________________
16. Ваши пожелания, рекомендации и советы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемые коллеги!
Совсем немного времени осталось до 1 сентября. И пришла пора для того, чтобы мы продумали и запланировали работу нашей секции учителей физики на 2010/2011 учебный год.
Что хотели бы вы увидеть, в каких мероприятиях принять участие, стать организатором какого авторского мероприятия в рамках нашего небольшого, но мудрого сообщества. Можете ли вы провести методический семинар или мастер-класс, поделиться опытом педагогической деятельности или же предложить коллегам разработки элективных курсов, уроков, внеклассных мероприятий, дидактических материалов? Каждый из вас это кладезь идей! Поделитесь идеями и предложениями для активизации работы сообщества.
Предлагаю вам, дорогие коллеги, заполнить следующую анкету, ответив на все без исключения вопросы. Это поможет скорректировать базу данных об учителях физики нашего района, скоординировать работу секции, учесть все ваши пожелания и рекомендации, наладить оперативную связь в сети интернет. Ответы принимаются до 20 сентября в электронном виде.

Заседание 2


УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
ОЧЕРЕДНОЕ (второе) ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОЙ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
СОСТОИТСЯ 24 НОЯБРЯ

Вопросы, выносимые на это заседание, следующие:
1. Открытый урок -Королева Анна Евгеньевна
2. Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности учащегося в образовательном процессе по физике. Изучение материалов дистанционного курса, анкетирование учителей, обмен опытом использования ИТК технологий.
( материал содержится в приложении на листе 2)
3. Реализация учебной программы по физике на уровне общего базового образования; (Телина И.Н.)
4. Особенности организации профильного обучения в X классе. (Сычева А.В.)
5. Изучение документов по самоанализу урока (методические рекомендации Блинова М.В.)
6. Роль кабинета физики (Краюхина Т.Е.)
Заседание проходит на базе Богородской школы. Отъезд участников секции в 8-30 от Управления образования

Ссылки для подготовки к заседанию РМО учителей физики №2


Тема: Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности учащегося в образовательном процессе по физике.
1.Лекционный курс «Мультимедиа»
2. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации
3. «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА»

4.Лекции «Компьютерная поддержка уроков физики»

Заседания секции учителей физики №1






УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОЙ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ СОСТОИТСЯ 22 СЕНТЯБРЯ!
Вопросы, выносимые на это заседание, следующие:
1. Анализ работы МО за 2009-2010 учебный год; (отв.Телина И.Н.)
2. Анализ итоговой и переводной аттестации за 2009-2010 учебный год; результаты ЕГЭ и ГИА. (отвТелина И.Н. Блинова М.В.)
3. План работы МО на 2010-2011 учебный год; Блинова М.В.
4. Определение тем методической работы учителей МО. Утверждение графика открытых мероприятий, открытых уроков, взаимопосещения уроков, внеклассных мероприятий по предмету. Утверждение плана работы с одаренными детьми.(отв.Блинова М.В.)
5. Организация школьных олимпиад. Методические рекомендации. Изучение Положения о проведении школьной олимпиады (отв. Кашлей Н.И)
6.Информация и обсуждение УМК по физике. (отв. Блинова М.В.)
Обращаюсь к вам с просьбой заполнить анкеты, продумать темы для самообразования, определиться со сроком проведения открытых мероприятий.

воскресенье, 20 марта 2011 г.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать....

Кто сказал, что физика-это скучно? А если это опыты? А если это замечательные  умнейшие люди? Давайте попробуем разобраться вместе с Сергеем Борисовичем Рыжиковым — кандидатом физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ им. Ломоносова, директором вечерней физической школы при физическом факультете МГУ, секретарем Оргкомитета Московской городской олимпиады школьников по физике, руководителем команды г. Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по физике. (2008-2009 гг)

Лекция 1.    Величие и простота законов Ньютона

Лекция 5             Отчего люди не летают
Лекция 7         Физика и музыка
Лекция 9            Все цвета радуги

День космонавтики


Летчик – космонавт СССР (1961), первый человек, совершивший полет в космос. Родился в семье колхозника в г. Гжатске  Смоленской обл.
В 1941 г. начал учиться в средней школе села Клушино, но учебу прервала война. После окончания войны семья Гагариных переехала в Гжатск, где Юрий продолжил учебу в школе.
      В 1951 г. с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодежи.
     В 1955 г. также с отличием, окончил индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове и поступил в Первое Чкаловское военное авиационное училище в Оренбурге, которое окончил в 1957 г. по десятому разряду, затем служил военным летчиком в частях  истребительной авиации Северного флота.
     С 1960 г. – в отряде космонавтов, В 1961 г. стал его командиром.
      В 1968 г. с отличием окончил военно – воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского.
      12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет (на корабле « Восток»), за 1 ч 48 мин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Саратовской обл.
       После полета Гагарин непрерывно совершенствовал своё мастерство как летчик-космонавт, а также принимал участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, в руководстве полетами космических кораблей  «Восток», «Восход», «Союз».
       В 1964- 1968 гг. Ю. Гагарин – заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. Кроме этого, он активно занимался общественной деятельностью. С миссией мира и дружбы он посетил многие страны и награжден национальными золотыми медалями и почетными дипломами.
С 1966 г. Ю. Гагарин – почетный член Международной академии астронавтики. Награжден орденом Ленина и медалями СССР, а также орденами многих стран мира.
Ю. Гагарин творчески погиб (вместе с летчиком Сергеевым) в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово  Киржачского района Владимирской обл. во время тренировочного полета на самолете.
Имя Гагарина носят учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.    

Учитель, можешь ли ты открыть мне истину?


_ Учитель, можешь ли ты открыть мне истину?
- Нет,  но я  научу тебя  ее находить. Я только  проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам.
– А  есть  ли  на свете то, что можно  назвать бесконечностью?
-  Запомни, есть только две бесконечные вещи: Вселенная и Интернет.
Хотя насчет Вселенной я не уверена.
-  Гипотезы… Так уж они важны для тебя?
- Гипотезы — это колыбельные  для моих учеников.
-  С кем нужно сравнивать себя?
– Запомни, сравнивать себя можно лишь со своим талантом.
 -  Каждый мечтает о переменах в своей жизни. Ждет их с жадностью голодного. А их все нет и нет. Почему?
– Потому что они (перемены) внутри тебя.
-  Легко ли тебе жить в бесконечную эпоху перемен?
- Это, конечно, тяжело. Но ведь есть ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ: любовь и доброта, ответственность и верность, уважение к другим людям, любовь к Родине.
-  Так в чём же твоё предназначение?
- Суметь сохранить и передать эти ценности моим ученикам!
 -  Так что же есть время учительской жизни?
– 30 лет учительской жизни - миг;её сущность - вечное познание; ощущение - смутно; строение тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава – недостоверна…
И только творческий труд учителя помогает осознать истинное значение времени и оправдать погрешности бытия. Почти тридцать лет в школе. Оглядываюсь назад, и задаю себе вопрос , прошла ли бы я снова этот путь? И отвечаю да!
Как интересно устроена жизнь. Хлебороб увидит результат своего труда осенью, когда соберёт урожай, художник, когда закончит картину, повар, когда накормит вкусным обедом. А педагог должен ждать. А сколько – никто не знает. Оправдаются ли его надежды? Не ошибся ли он? И, как Хирон, будет переживать неудачи и горечи своих воспитанников. Каждый раз, расставаясь, умирать и воскресать в своих новых учениках. А путеводная звезда учителя будет самоотверженно освещать путь питомцам, несмотря ни на что! И как хорошо, что такие звезды складываются в целые созвездия.

Учитель и ученик


Учитель - ученик… Это две основные роли, два полюса обучения, противопоставленные лишь на первый взгляд. Каждый учитель был школьником и помнит этот непростой, а иногда и болезненный процесс освоения нового. Наконец тот, кто решил стать учителем, подчиняет себе материал, ему подвластно знание, он готов его передать.
И вот класс из более двух десятков лиц, характеров, желаний и нежеланий учиться. «Тема сегодняшнего урока…» - и все они, учитель и дети, отправляются в путь, вместе одолевая крутой подъем школьной программы. По крупицам, по зернышку, через цепь маленьких побед и порой сокрушительных поражений стремятся к общей цели. Одним этот подъем дается легко и весело, другие старательно пыхтят и нуждаются в поддержке, третьи присаживаются на каждый камушек, строптиво отталкивают стремящуюся помочь руку и приноравливаются: как бы незаметно отстать от всех и спокойно вернуться к подножью. Есть и те, чьи глаза недоверчиво и пристально следят за происходящим долгое время, чтобы понять, к какой вершине ведет путь, и стоит ли он их усилий… Я всматриваюсь в их глаза: сколько в них чувств, переживаний! Глаза ребенка – это состояние души, в которой можно узнать многое. Они ждут от меня чего-то нового, необычного и интересного. А я их приглашаю в увлекательное путешествие в загадочную, до конца неоткрытую страну Физика. 
Что для меня значит быть учителем? Как ни парадоксально, - чувствовать себя учеником. Учиться стойкости у перипетий школьной жизни, неиссякаемой жизнерадостности – у детей, готовности постоянно осваивать все новые секреты профессии – у коллег. И знать, что любая из этих вершин лишь кажется близкой, но остается недосягаемой.
«Путь ученика – это путь рассвета, вечный путь к совершенству.  Временное, преходящее, несовершенное не может быть идеалом для человеческой души. Только Великий, Вечный, Совершенный, Непостижимый может быть идеалом для человеческой души, идеалом, к которому она вечно будет стремиться. Таков путь к совершенству».

Мои педагогические инициативы


 Мы идем к цели вместе, учитель и ученик, но, конечно, учитель чуть впереди. Организация  районного НОУ, интеллектуальные игры, ежегодные ученические чтения, школа исследователя, физическая газета, летняя астрономическая школа. Это то,  из-за чего стоит жить в этом мире!
Прекрасная находка последних лет - педагогические интернет-сообщества. Место встречи творческих, ищущих, целеустремлённых личностей. У кого, как не у них, можно учиться, делиться проблемами и достижениями? Это и мастер-классы, и обучающие семинары, дистанционные курсы, интернет-открытые уроки, обмен мнениями, тренинги,  конкурсы профессионального мастерства,  методическая помощь и человеческая поддержка.     Стала дважды победителем международной олимпиады «Нанотехнологии-прорыв в будущее», лауреатом всероссийского конкурса «Я иду на урок», победителем всероссийского конкурса «Совместное творчество», виртуальной экспозиции мультимедийных уроков и занятий. 

Учитель в эпоху перемен


Темп сегодняшней жизни диктует новые условия обучения: применение новых более эффективных методик и технологий. Для того чтобы стать учителем, мало получить соответствующее образование, мало уметь держать дисциплину (авторитарный подход давно в прошлом), важно быть всегда в поиске, интересным для ученика, учиться каждый день.  Учитель -вечный ученик. Всю свою жизнь я учусь: замечательная школа - один из лучших результатов,  университет - в 20 сильнейших,  курсы повышения квалификации, и каждый день работы в школе- вот тот фундамент, на котором  я держусь в этой жизни.   Компьютерные классы и Интернет, появившиеся в школе не так давно, одновременно притягивали и вызывали опасение: освою  ли, смогу  ли применять на уроке. И с этим справилась! А когда знаний не  хватало закончила курсы повышения квалификации «Решение нестандартных задач», «Теория и методика преподавания  физики в профильных классах», курсы экспертов ЕГЭ, прошла тренинги программы Intel «Обучение для будущего»  «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века», «Дистанционные уроки. Первые шаги».  Сейчас практически все необходимые для работы  компьютерные программы мною освоены.   В результате могу работать в  WikiWiki, Google, , Picasa, Skype, Moodle и других программах. Создала два блога и развиваю их (личный  и дистанционный курс «Законы сохранения. Практика решения задач»). Ведение блога само по себе является средством повышения квалификации, так как формирует информационную культуру учителя, учит обобщать и представлять накопленный опыт, общаться с учениками. И ученики активно откликаются на новшества: участвуем в сетевых учебных проектах, олимпиадах, викторинах,  занимаемся  исследовательской и проектной  деятельностью, изучаем основы астрономии. Есть и успехи: призеры и победители муниципальных и  всероссийских конкурсов и викторин, хорошие результаты итоговой аттестации, победители интеллектуальных игр, ученических чтений.

А начну я с легенды


Мифические кентавры жили на лоне природы, на склонах горы Пелион в Северной Греции. Они бродили по лесам и полям, дикие и свободные. Хирон был их правителем и учителем. Он жил в пещере, как первобытный человек, но его философские мысли, которые рождались в этом уединении, и учение, которое он проповедовал, были мудрыми. Хирон был умён. Он занимался такими серьезными вещами, как астрология и астрономия, был известным травником, и ему доверяли обучение и воспитание великих героев-воинов. Хирон более всего известен как один из величайших целителей своего времени; он был учителем Эскулапа, который позже стал покровителем целительства. Однако, по иронии судьбы, Хирон не смог вылечить серьезную рану, которую ему случайно нанес его ученик Геракл. Испытывая ужасные муки, он попросил Зевса о смерти. «В конце концов, - размышлял Хирон, - я прожил не один век и пережил все, что доступно сознанию людей и богов, - кроме смерти». Когда великого титана Прометея, подарившего огонь людям, приковали цепями к скале за непослушание, было объявлено богами, что он будет освобожден, если кто-то из бессмертных согласится умереть вместо него. Какой же бессмертный согласится стать смертным и по собственному желанию покинет мир богов? Хирон отправился в подземное царство по собственному желанию и без страха. А его душа была послана на небо: Зевс поселил Хирона на небосклоне в виде созвездия Кентавра. Жертва Хирона обеспечила свободу Прометею, и он вернулся к людям, чтобы продолжать жить на благо человечества. Красивая легенда о первом Учителе. Ум, знания, готовность жертвовать… Эти качества сделали Хирона бессмертным.
Но бессмертие Учителя не на небе, а на земле, в делах учеников.   Быть учителем сегодня действительно нелегко, но можно, и даже нужно, ведь только энтузиасты могут выбрать профессию учитель, те, кто ищет и находит, учится и обретает новые знания. Учитель – это вечный ученик. Еще древние рассуждали о невозможности преподавания без постоянного совершенствования учителя.